Дорога на станцию Узгинка

Дата: 15.08.2016 | Просмотров: 3673 | Вложенного файла нет | Версия для печати
Дорога на станцию Узгинка

1938 год. В селе Якшур-Бодья появился военный комиссариат во главе с капитаном интендантской службы Востриковым Иваном Федоровичем, первый стационар больницы на десять коек.

В деревнях поставили на учет по воинской специальности мужчин допризывного и призывного возраста, запаса. В школах проводили занятия по гражданской обороне (ОСОАВИАХИМ), изучали курс Ворошиловского стрелка.

На мобилизационный учет поставили лошадей, сельхозтехнику (автомашины, трактора). Лошадей выбирали по физическим данным, по размеру копыт, определенного роста. На "фондовых" лошадях не работали в колхозе, на них была индивидуальная сбруя, телега, сани. Их кормил специальный конюх, все были подкованы.

Из Ижевска приезжал хирург, в больнице делали операции - грыжесечение, на глазах удаляли трахоматозные гранулы (Кушнаренко (Кокорина) Емилия Григорьевна).

В поселках Пастухово, Лумпово, Лынга, Русская Лоза, Чур, на Селычке, Красное, Карашур, 131,113 лесоучастках, 147 колонии образовали леспромхозы, лесопункты. Готовили строительный материал для оборонных заводов.

На Канифольном и Скипидарке готовили канифоль и скипидар для артиллерийского вооружения, сейчас сохранились сосны с насечками для сбора канифоля.

На Чуру в апреле 1944 года завершено строительство автольноскипидарного завода производительностью 650 кг скипидара - сырца, 110 кг - автола, 20 кг - солидола, 110 кг - нейтрализованного скипидара. В 1943 году было начато строительство торфопредприятия "Чернушка-Вожойка". Всё для фронта. По узкоколейке отправляли на оборонные заводы Удмуртии.

После посевной мужчин призывали в Красную армию, на военные сборы на станцию Шолья Камбарского района, Свердловскую область в Еланские лагеря, в Камышлово.

1939 год. В ноябре началась война с Финляндией. Вместе с мужчинами отправляли фондовых лошадей. Так, например, из Патраков - коня Борьку, из Порвы - коня Гром, из Бабашура - коня Жулик. Все они были подкованы на зимние подковы, мужчин и коней провожали всей деревней.

Из Якшур-Бодьи автобусы и автомашины на Ижевск не ходили. Единственным транспортом была узкоколейная железная дорога, проходившая через станцию Узгинка.

Дорога на Узгинку. Из военкомата людей и лошадей, получив повестки и предписание, направляли на станцию Узгинка. На Узгинку шли две дороги: одна - через лес, деревню Выжоил, другая - через поле, деревню Кунянгурт (ныне - Нижний Пислеглуд). Летом на лошадях ездили через Кунянгурт, а пешком - через Выжоил. Зимой ездили на станцию Узгинка через Выжоил. Путь был короче, да и лога, речки Силодзил (Селычка) и Мыслань (в переводе - неправильная река) замерзали. Селычка течет на юг, а Мыслань - течет на север и возле Кунянгурта она впадает в реку Силодзил.

Станция Узгинка. До 1941 года узкоколейка от Ижевска проходила через ст. Чур, ст. Узгинка и на станции Новое Пастухово было кольцо, где паровоз разворачивался и шел обратно на Ижевск.

Узкоколейка на станции Узгинка проходила около речки - Узгинка. На станции стояли одно и двухэтажные, многоквартирные бараки, большой деревянный, добротный железнодорожный вокзал. Работал медпункт. Паровоз, работавший на дровах, ходил один раз в сутки. Перевозил людей в теплушке с буржуйкой, в товарных вагонах - лес. До Ижевска паровоз шел около двух часов.

На станции Узгинка открыта школа ФЗО(фабрично-заводское обучение), где готовили плотников. Учились мальчики и девочки 14-15 лет. Они строили бараки для леспромхозов, шпалы для железной дороги.

Весной лес сплавляли по рекам Узгинка и Порвинка. На реке Порвинка, на Выжоильском лесоучастке (между Чуром и Узгинкой) стояла водяная мельница.

Для коней на подводах привозили сено, овес, посыпку, был сделан навес. Стояли полевые кухни для приготовления каши и чая. Костры использовались для освещения, а также люди грелись и сушились.

Работа кипела, отправка на финскую войну продолжалась в ноябре и декабре 1939 года. Из села Сосновка Якшур-Бодьинского района отправили на финскую войну обманным путем 70 мужчин, якобы на военные сборы, учения. Из них вернулись домой семь человек. До 1939 года в Сосновке три года были неурожайными, забрали почти всех мужчин на войну. Промартель пришлось закрыть - некому было работать. Обстановка в Сосновке была тяжелой (Григорий Загребин, 2007г.).

С финской войны не вернулись из д. Кесвай - Константин Иванович Шкляев, Иван Борисович Широбоков, Платон Дмитриевич Широбоков. Из других деревень - автору неизвестно.

На коне Борька ездил верхом командир роты полка связи наш земляк - старший лейтенант Павел Александрович Якимов, на коне Гром возили боеприпасы, на коне Жулик - раненых и обмороженных. Температура доходила до -40°С и выше.

В марте 1940 года закончилась война с Финляндией победой Советского народа. Мужчины вернулись весной, а коней привезли в июне - эшелоном на станцию Узгинка, а оттуда самостоятельно прибежали домой.

Конь Борька прибежал домой в Патраки с боевым номером на шее. Сколько было радостей в деревне, пришли видаться с Борькой - стар и мал. Также вернулись в свои деревни "Гром" и "Жулик".

1941г. - 1945г. 22 июня 1941 года жители села Якшур-Бодья ремонтировали плотину. День был жарким. После обеда приехал верхом на лошади представитель военкомата и сообщил о начале Великой Отечественной войны. Представители райкома партии, комсомола разъехались по сельским советам, колхозам района, чтобы сообщить и организовать мобилизационную работу, призыв в Красную Армию.

В этот день из Москвы была оправлена экскурсия в Ленинград из Кыквинской школы, под руководством 17-летнего учителя - выпускника Якшур-Бодьинского педагогического училища - Владимира Кузьмича Фертикова.

За первую неделю войны СССР с Германией из села Якшур-Бодья ушли на фронт добровольно 61 человек, из них - 12 женщин, а из района - 247 человек.

Через Узгинскую дорогу и станцию в годы войны были отправлены 7407 человек, из них 94 женщины.

5 апреля 1942 года добровольно ушла на фронт - фельдшер Феодора Андреевна Пушина. Её провожала старшая сестра Анна. Шли они пешком по Выжоильской дороге, речки уже были в разливе. Феодора была в туфлях, Анна - в сапогах. Через два лога и речки Анна на себе переносила свою младшую сестру Феню (так её звали дома и в фельдшерско-акушерской школе). Выжоильскую дорогу называли "Дорогой слёз"

За Кунянгуртом при выезде в поле из улицы Выли (верхняя улица), у дороги стояли три вековые сосны: две - по правую сторону дороги , третья сосна - по левую сторону дороги, недалеко друг от друга. Все проезжающие рекруты останавливались у этих сосен, делали привал, отдых для лошадей. На сучья сосен вешали ленточки, на землю клали монеты, чтобы вернуться с фронта домой. Но, 3891 человек, в том числе девять женщин погибли, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях, от болезней и истощения в концлагерях. Погибли кони Борька, Гром, Жулик и другие лошади из района. Местные жители, проводивших своих отцов, мужей, детей на войну назвали эти сосны - Сталиным, Лениным, Ворошиловым. Ежедневно ходили они к этим соснам и молились. Больше всего люди ходили молиться к "Сталину", меньше - к "Ленину" и "Ворошилову". Они верили вождям и в "Наше дело правое - мы победим". Но не всем помогла молитва. Эти сосны стояли до 1980 года, пока пастухи не свалили и не подожгли. В 2009 году остались две полуобгоревшие сосны. Третья не сохранилась.

Строительство железной дороги Ижевск - Балезино (д. Пибаньшур) начали с 15 января 1942 года. Строительство этой дороги запланировано в тридцатые годы 20го века.

На географической карте 1935 года показаны действующие узкоколейки: ст. Люкшудья - ст. Ува и ст. Люкшудья - ст. Узгинка. А от станции Узгинка показана проектируемая железная дорога: "ст. Узгинка - до станции Балезино".

Самый трудный участок строительства новой железной дороги был Кекоранский перевал, где работали пять тысяч человек, сносили перевал, делали насыпь глубиной - 18 метров, засыпали болотистые места, выравнивали железнодорожную платформу. Новая железная дорога Ижевск-Балезино через станцию Узгинка прошла выше бывшей узкоколейки на восемьсот метров. Старая узкоколейка действовала все годы Великой Отечественной войны.

Из письма Галины Федоровны Соловьевой-Шемякиной, участницы Великой Отечественной войны 1941-45 гг, Кавалера Ордена славы III степени:

"1942 год. Июнь. Немного дней прошло после сдачи экзаменов за 10 класс(первый выпуск Якшур-Бодьинской средней школы). Меня и мою одноклассницу Зину Шавня вызвали в райком комсомола и предложили добровольцами записаться на фронт. Мы все тогда были патриотами. Об отказе не было мысли. Было раннее июльское дождливое утро. Моя мама провожала нас с Зиной на лошади до станции Узгинка. Мама всю дорогу плакала о том, что я уезжала без разрешения отца(он был зав. военным отделом при РК ВКП(б), был в деревнях. Организовывал отправку на фронт). Нам тоже было грустно расставаться с Бодьей, с родными, с подружками. Из ижевска поездом нас отправили в Москву. Направили нас в спецшколу №3, учиться накраткосрочные курсы радистов для работы в тылу врага в партизанских соединениях".

Из фонда Якшур-Бодьинского музея ЯБКМ -2840.

После победы участники войны возвращались домой уже по новой дороге "Ижевск-Балезино", выходили на станциях ближе к дому: Чур, Кекоран, Лынга, Русская Лоза, Игра, Балезино. В основном фронтовики приходили с войны с одним солдатским рюкзаком. Но был случай, когда Выжоильский Загребин Василий Иванович вез с собой несколько мешков конфискованного имущества. Его земляки не дали ему доехать до дома. На станции Балезино он был убит (Иван Лебедев, д. Выжоил, 2009 год).

В настоящее время через станцию Узгинка продолжают ходить поезда, подают гудки, напоминая о Великой Отечественной войне, о наших земляках, защитниках Родины. Но пешком и на лошадях сюда уже не ходят и не ездят.

автор Петр Фертиков



Дорога



Возврат к списку "История"