Прокуратура информирует

Дата: 08.11.2016 | Просмотров: 1979 | Вложенного файла нет | Версия для печати
Прокуратура информирует

У работодателей теперь всего 15 дней на выдачу сотрудникам зарплат за отработанный период

Правило применяется с 3 октября. Со дня окончания периода, за который начислена зарплата, у работодателя есть не более 15 календарных дней на ее выплату. Как и ранее, оплачивать труд работников нужно не реже чем каждые полмесяца. Так, зарплату за вторую половину октября сотрудники должны получить не позже 15 ноября. Конкретные даты выплат указываются в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре.

Что делать при необоснованном отказе в приеме на работу?

Ограничение прав или установление преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

В силу ст. 64 Трудового кодекса РФ, при необоснованном отказе в заключении трудового договора, по письменному требованию лица, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования. Затем, данное решение об отказе может быть обжаловано в суде.

Ответственность работодателя за нарушение сроков уплаты страховых взносов

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом в силу ст. 22 Трудового кодекса РФ на работодателя на ровне с обязанностью соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, возложена обязанность осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

Так, под обязательным социальным страхованием понимается часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая па производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О страховых взносах", в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. При этом ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок, не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Из изложенного выше следует, что, несвоевременная или неполная уплата страхователями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), так как нарушение порядка их уплаты нарушает право работника на обязательное социальное страхование, прямо предусмотренное положениями ст. 21 ТК РФ.

Сборы денежных средств с родителей в школах

Вопрос добровольно-принудительных сборов денежных средств на нужды образовательной организации (школы, детские садики) волнует и обсуждается на страницах газет, журналов, в сети Интернет.

В этой связи хотелось бы дать разъяснения должны или нет платить родители (законные представители) в школы и садики на приобретение учебников, покупку строительных материалов и т.д. и как происходит финансирование образовательных учреждений на эти нужды.

Все муниципальные образовательные организации имеют лицензию, значит в них созданы все условия, они отвечают государственным стандартам в области образования.

Сразу необходимо отметить, что любые принудительные сборы в муниципальных образовательных организациях незаконны.

В соответствии со статьей 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает, что целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ.

Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В ч.1 ст. 35 Закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

В силу п.2 ч.3 ст. 28 указанного Закона установлено, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Федеральным законом от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации п.13 п.2 ст. 26.3.

В силу вышеприведенных правовых норм, в обязанности образовательных учреждений входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в части обеспечения учащихся учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы на 100%.

Никакие дополнительные сборы на учебно-методические материалы (рабочие тетради и т.д.) с родителей (законных представителей) законом не предусмотрены. Статьями 43 и 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании" на родителей и обучающихся также не возложены обязанности по приобретению для учреждения какого-либо имущества.

Образовательные учреждения выполняя государственный заказ на обучение финансируются в рамках установленных нормативов органами государственной власти субъектов РФ. На органы местного самоуправления возложена обязанность финансирования расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

В случае недостаточности финансирования именно школа должна принимать меры к его увеличению: проводить инвентаризацию школьных библиотечных фондов, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенций, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников и т.п., а не добровольно-принудительно собирать эти средства с родителей учащихся.

За нарушение права на бесплатное образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся статьей 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - до 200 тысяч рублей, за повторное совершение - дисквалификация на срок до 2 лет.

Ответственность за половое сношение с несовершеннолетним

Статьей 134 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

За данное преступное деяние предусмотрено наказание от четырехсот восьмидесяти часов обязательными работами до, при наличии квалифицирующих отягчающих обстоятельств, пожизненного лишения свободы.

Особенностью данного преступления является добровольность вступления в половые отношения несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, и взрослого лица, но даже в этом случае для взрослого наступает уголовная ответственность.

Кроме того, с учетом психического развития несовершеннолетних, половые сношения взрослого лица и несовершеннолетнего, не достигшего 12 лет, по общему правилу считаются изнасилованием, что влечет более строгую уголовную ответственность.

В том случае, если родители несовершеннолетнего знали о половых связях своего ребенка, не достигшего 16 лет, со взрослым лицом и не препятствовали нарушению его нормального развития, они подлежат административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за "неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних".

В каких случаях правонарушитель не может воспользоваться 50% скидкой при оплате административного штрафа за нарушение правил дорожного движения.

В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2014 № 437-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения" с 01.01.2016 при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса, за исключением ряда административных правонарушений, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, штраф может быть уплачен в размере половины его суммы.

Не может воспользоваться 50% скидкой при оплате административного штрафа лицо, совершившее административное правонарушение:

- связанное с управлением транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,

- отказавшееся от медицинского освидетельствования,

- допустившее нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,

- повторно допустившее превышение установленного скоростного режима от 40 до 60 км/ч от 60 до80 км/ч,

- повторно допустившее проезд на запрещающий сигнал светофора,

- повторно допустившее управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке,

- повторно допустившее запрещенный выезд на полосу встречного движения,

- не выполнившее требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия.

Штраф оплачивается также в полном объеме, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено, либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

О выплате пособия по безработице гражданам, прошедшим военную службу по призыву

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 № 19-П "По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова" установлено, что при осуществлении правового регулирования отношений в сфере защиты от безработицы с участием лиц, прошедших военную службу по призыву, необходимо руководствоваться принципами справедливости и юридического равенства.

Постановлением Конституционного Суда РФ признаны неконституционными п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

В связи с этим Федеральному законодателю необходимо внести в правовое регулирование отношений в сфере защиты от безработицы изменения, направленные на его совершенствование в части, касающейся порядка исчисления пособия по безработице. При этом федеральный законодатель не лишен возможности установить срок, предоставляемый для обращения в органы государственной службы занятости населения за назначением пособия по безработице гражданам, уволенным с военной службы по призыву, в течение которого за ними сохраняется право на его исчисление исходя из среднемесячного заработка по последнему месту работы.

Увеличен пенсионный возраст отдельным категориям граждан

Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан.

Поправки касаются государственных (муниципальных) служащих и отдельных лицах, замещающих федеральные и региональные государственные должности, а также муниципальные должности на постоянной основе.

Так, мужчины с 2026 года получат право на пенсию в 65 лет, а женщины с 2032 года - в 63 года.

Пенсионный возраст будет увеличиваться поэтапно на 6 месяцев каждый год.

Также предельный возраст нахождения на гражданской службе составляет 65 лет.

Минимальный стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, увеличивается с 15 до 20 лет.

Срочные служебные контракты, которые заключены на 1 января 2017 года с государственными гражданскими служащими, не достигшими возраста 65 лет, считаются заключенными на неопределенный срок.

Увеличен минимальный срок исполнения полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, необходимый для получения ежемесячной доплаты к пенсии (при исполнении полномочий от 5 до 10 лет (ранее от 1 до 3-х лет) - 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, а при исполнении полномочий 10 лет и более (ранее свыше 3-х лет) - 75 процентов).

Изменения не касаются тех, кто уже получил право на пенсию за выслугу лет или получит до 1 января 2017 года.

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.

Кто имеет право на рассмотрение уголовного дела судом присяжных?

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях предусмотренных законом, обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Рассмотрение уголовного дела в данном составе суда возможно только по ходатайству обвиняемого. Другие участники процесса, в том числе и потерпевшие, не вправе ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.

Согласно требованиям уголовно-процессуального закона данным правом могут воспользоваться обвиняемые в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 105, частью 4 статьи 210, частью 5 статьи 228.1, частью 4 статьи 229.1, статьей 295, 317, 357 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), за исключением уголовных дел, по которым в соответствии с положениями УК РФ в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также в совершении преступлений, предусмотренных статьями 126 частью третьей, 209, 211 частями первой - третьей, 227, 353 - 356, 358, 359 частями первой и второй, 360 УК РФ.

Согласно требованиям действующего законодательства пожизненное лишение свободы или смертная казнь не могут быть назначены женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет и мужчинам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста. Кроме того, данные виды наказания не могут быть назначены при осуждении лица за приготовление или покушение на преступление.

Вместе с тем, данное положение закона Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2016 № 6-П в части исключения возможности рассмотрения судом в составе судьи областного суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовного дела по обвинению женщины в совершении преступления, которое при прочих равных условиях в случае обвинения мужчины может быть рассмотрено судом в данном составе, признано несоответствующим Конституции Российской Федерации.

И соответственно, дела по обвинению женщин в ранее указанных преступлениях, даже при отсутствии возможности определить наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни, могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

В настоящее время уголовные дела с участием присяжных заседателей рассматриваются областными и равными им по уровню судами.

Федеральным законом "О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" от 23.06.2016 № 190-ФЗ право на рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей на уровне районного (городского) суда с 01.06.2018 предоставлено обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105 частью второй, 277, 295, 317 и 357УК РФ, по которым в соответствии с положениями закона в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой УК РФ.

Этим же законом сокращено количество членов коллегии присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в областном суде с двенадцати до восьми. А в районных судах будут действовать коллегии присяжных из шести человек.

Таким образом, с введением в действие указанных изменений суд присяжных из редкого явления нашей правовой действительности станет более часто используемым средством судебной защиты.

Помощник прокурора

Якшур-Бодьинского района Е.В. Глебова





Возврат к списку "Прокуратура информирует"