25 лет районным органам местного самоуправления

Дата: 16.01.2019 | Просмотров: 3579 | Вложенного файла нет | Версия для печати
25 лет районным органам местного самоуправления

Местное самоуправление в современной правовой системе понимается как организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Впервые понятие местного самоуправления стало широко применяться в России только в начале 1990-х годов.

В 2019 году органам местного самоуправления Якшур-Бодьинского района исполняется 25 лет. Эта дата берет начало в апреле 1994 года, когда впервые в истории района были проведены выборы депутатов Якшур-Бодьинского районного Совета, и была утверждена структура районных органов местного самоуправления.

Фактически же история местного самоуправления имеет более глубокие корни. Традиции местного самоуправления были сильны в России еще с древнейших времен. Первая попытка упорядочить местное управление была предпринята губернской реформой 1708 года, когда Российское государство было разделено на губернии и вводилось губернское управление. Удмурты в составе 4 уездов Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского вошли в структуру Вятской губернии.

В 1785 году императрицей Екатериной II был издан законодательный акт "Грамота на права и выгоды городам Российской империи" (или Жалованная грамота). Именно этот закон положил начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. В создание местного самоуправления общественные и политические деятели XIX века видели реальную возможность решать финансовые, политические и общественные вопросы на местах.

В 1864 году в России были созданы земства — первые в истории нашего государства органы местного самоуправления. Основными задачами земств стали: посредничество между государством и обществом, решение культурно-хозяйственных проблем. Основу земств — уездных земских собраний - составляли в основном представители дворянского сословия. Специфика Сарапульского уезда, в состав которого входила Якшур-Бодьинская волость, состояла в том, что здесь практически отсутствовали помещичьи усадьбы. Поэтому в земское собрание наряду с дворянами вошли представители разных сословий: купцы, интеллигенция.

Земские собрания были лишены возможности решать вопросы политические, но все же нельзя недооценивать их важную роль в развитии образования, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства. Важным принципом функционирования земств было самофинансирование. Земства решали такие вопросы местного значения, как открытие и содержание местных школ, больниц, ветеринарных участков.

Октябрьская революция 1917 года провозгласила курс на передачу всей полноты власти, в том числе и на местном уровне, в руки Cоветов. До 1929 года в Якшур-Бодьинской волости функции местных органов власти исполняли Якшур-Бодьинский волостной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный комитет.

В июле 1929 год в связи с образованием Якшур-Бодьнского района были созданы районные органы власти - Якшур-Бодьинский районный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и его исполнительный орган — еросисполком (с 1930 года - Исполнительный комитет). Конституция 1937 года окончательно закрепила функции местного самоуправления и государственной власти за районными и сельскими Советами депутатов трудящихся при решающей роли коммунистической партии и ее районных комитетов. А с 1977 года Советы стали носить название Советов народных депутатов. Учитывая решающую роль однопартийной системы советского периода, нельзя сказать, что Советы являлись действительно органами самоуправления. Но все же более 75 лет оставались органами власти, решавшими все важнейшие вопросы местного значения.

Советы народных депутатов, как на сельском, так и районном уровне фактически являлись представительными органами местной власти и формировались путем прямых выборов тайным голосованием. Но особенностью выборов в районные органы власти была их безальтернативность. Когда на один мандат на практике выдвигался только один кандидат. Таким образом, избиратели не выбирали депутатов, а избирали. Выборы были прямыми и тайными, но при этом формальными. Явка избирателей составляла 99,8 %. Избирательные комиссии действовали на общественных началах и создавались на период подготовки и проведения выборов. Реально же всю работу по подготовке и проведению избирательных кампаний осуществляли сотрудники аппаратов районных партийных комитетов, представительных и исполнительных органов власти. Районный Совет народных депутатов избирался на 2 года в составе 70 депутатов. Работа Совета была организована путем проведения сессий. Для проведения сессии избирался председатель сессии. Руководил работой Совета - председатель Исполнительного комитета райсовета, который избирался из числа депутатов на первой организационной сессии. Аналогичной была структура сельских органов власти - сельсоветов. Количество депутатов сельских Советов народных депутатов зависело от количества населения сельсовета и составляло в среднем от 20 до 30 человек.

Исполнительный комитет районного Совета народных депутатов состоял из структурных подразделений - отделов: финансового, планового, сельского хозяйства, народного образования, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культуры, ЗАГС, архива, архитектуры и др. Руководили работой отделов - заведующие отделами.

С принятием закона "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991 года начался трудный путь возрождения местного самоуправления в России. Государство пыталось в очень сложных социально-экономических и общественно-политических условиях осуществить реорганизацию органов местной власти.

В 1991 году была введена должность председателя Совета народных депутатов при сохранении должности председателя Исполкома, а районный Совет был избран на 4 года в составе 50 депутатов. Это был последний 21 созыв Якшур-Бодьинского районного Совета народных депутатов.

Принятая всенародным голосование 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации определила основные принципы организации местного самоуправления. А в январе 1994 года вступил в силу Закон Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике", который определил структуру органов местного самоуправления в составе высшего должностного лица — Главы местного самоуправления, представительного органа — районного Совета депутатов и исполнительного органа — Администрации района.

10 апреля 1994 года впервые состоялись выборы представительного органа местного самоуправления - Якшур-Бодьинского районного Совета депутатов первого созыва и высшего должностного лица района - Главы местного самоуправления. Якшур-Бодьинский районный Совет депутатов первого созыва состоял из 16 депутатов и избирался сроком на 4 года.

На организационной сессии районного Совета депутатов, состоявшейся 6 мая 1994 года, впервые был утвержден Устав Якшур-Бодьинского района, утверждена структура исполнительного органа местного самоуправления — Администрации. Работой Администрации района руководил также Глава местного самоуправления. Администрация Якшур-Бодьинского района состояла из отделов и управлений под руководством начальников.

8 января 1998 года был принят Федеральный закон N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", впервые закрепивший понятие и статус муниципальной службы, как профессиональной деятельности на должности в органах местного самоуправления.

В 1998 году была изменена структура органов местного самоуправления: должность Главы местного самоуправления была упразднена, были утверждены должности главы Администрации района и председателя районного Совета, избираемого из числа депутатов. В 1998 году районный Совет был избран уже в составе 30 депутатов.

Параллельно с совершенствованием органов местного самоуправления происходило и реформирование районной избирательной системы, формирование нового подхода к проведению местных выборов, основанного на демократических принципах.

Одним из важнейших результатов реформирования избирательной системы Российской Федерации являлось создание постоянной, эффективно действующей системы избирательных комиссий. До 2002 года районные избирательные комиссии действовали не на постоянной основе, назначались по согласованию с Избирательной комиссией УР местными органами представительной власти на период подготовки и проведения выборов. Избирательная комиссия Якшур-Бодьинского района осуществляла подготовку и проведение выборов на территории района, координировала деятельность участковых избирательных комиссий, формируемых так же на период избирательной кампании в соответствующих избирательных участках. Председатель, заместитель председателя, секретарь районной избирательной комиссии избирались тайным голосованием из числа членов комиссии. В 2002 году полномочия по назначению районных избирательных комиссий были переданы Избирательной комиссии Удмуртской Республики. В ноябре 2002 года в республике было образовано 34 территориальные избирательные комиссии, действующие на постоянной основе, в том числе и территориальная избирательная комиссия Якшур-Бодьинского района. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составил 4 года. Одной из основных задач территориальной комиссии стало организация и проведение стали формироваться и участковые избирательные комиссии.

2003 год стал началом реформирования органов местного самоуправления в России. Базовым документом начавшейся реформы является Федеральный закон № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законом УР "Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики" № 44-РЗ от 14.07.2005 было создано муниципальное образование "Якшур-Бодьинский район" и 12 муниципальных образований (поселений) на территории Якшур-Бодьинского района. Был вновь установлен статус высшего должностного лица органов местного самоуправления на уровне района - Главы муниципального образования "Якшур-Бодьинский район", на уровне поселений - Главы муниципального образования (поселения).

В соответствии с новым законодательством 16 октября 2005 года впервые состоялись выборы депутатов представительных органов муниципальных образований - сельских поселений, в результате которых было сформировано 12 Советов депутатов поселений Якшур-Бодьинского района. Из числа депутатов в каждом поселении были избраны главы муниципальных образований. А 8 октября 2006 года выборы депутатов районного Совета четвертого созыва состоялись уже в соответствии с новым законодательством. Из числа депутатов районного Совета был избран Глава муниципального образования "Якшур-Бодьинский район". Работой Администрации района руководил глава Администрации, назначаемый на должность Главой муниципального образования "Якшур-Бодьинский район".

Решением Совета депутатов муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" № 1/227 от 26.06.2015 были внесены изменения в Устав муниципального образования "Якшур-Бодьинский район", в соответствии с которыми изменилась структура органов местного самоуправления. Была упразднена должность Главы Администрации района. Введена должность председателя районного Совета депутатов. Работой Администрации района руководил Глава муниципального образования "Якшур-Бодьинский район".

Органы местного самоуправления Якшур-Бодьинского района сегодня представлены двумя уровнями. На уровне района: Глава муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" - высшее должностное лицо, Якшур-Бодьинский районный Совет депутатов - представительный орган, Администрация Якшур-Бодьинского района - исполнительный орган. На уровне поселений: главы муниципальных образований (поселений)- высшие должностные лица, Советы депутатов - представительные органы и Администрации - исполнительные органы.



25



Возврат к списку "История"

20 лет Конституции УР

20 лет Конституции УР

Погода в районе

Яндекс.Погода